Храм святой Екатерины или "скверный храм". Мысли горожанина.

Я – обычный житель Екатеринбурга. Но так как я живу довольно давно, то многое помню.
Меня, честно говоря, изумляет та травля, которой подвергаются жители моего родного города в связи с нынешним скандалом вокруг строительства храма святой Екатерины, которая развернулась на прошедшей неделе. Травля идёт с центральных телеканалов (В.Соловьёв, Д.Песков), со стороны ура-патриотов, со стороны либеральной шизы, но самое удивительное – со стороны вполне вменяемых ресурсов, таких, как glav.su и aftershock.news, отношение к которым за эту неделю у меня резко изменилось в связи с освещением событий в Екатеринбурге.

Кратко напомню историю этого противостояния, которое началось не неделю назад, не год и даже не 10 лет назад. Но сначала небольшое лирическое отступление.

Екатеринбург – очень компактный город с примерно 1,5 миллионами жителей. Город промышленный. Климат у нас тут не сочинский и даже не московский. Холодно у нас. Например, сегодня 21 мая 2019 года на улице около нуля и идёт снег с дождём, а позавчера вообще метель была. Так что зелень у нас растёт плохо и зелёных зон в городе крайне мало.

Последние 20 лет урбанизации и «точечной» застройки вообще превращают центр города в каменные джунгли. Сплошные офисные небоскрёбы и торговые центры.

В историческом центре города зелёных зон совсем мало. Если во времена моей молодости проспект Ленина был весь в зелени, то сейчас это просто городская транспортная магистраль. Всё понимаю – машин стало больше в десятки раз, но зелени тоже хочется.

Теперь можно и про историю.

Храм святой великомученицы Екатерины был построен в Екатеринбурге при основании города в 1723 году, к 1896 году приобрёл законченный вид  и был разрушен в 1930 году. Стоял он тогда на месте нынешней Площади Труда и фонтана «Каменный цветок» (установлен в 1960г).


В 1991 году на месте алтаря поставлен памятный крест, а в 1998 году по проекту Александра Долгова (моего, кстати, одноклассника) была построена симпатичная часовня с 5 куполами, которая замечательно вписалась в интерьер площади Труда.

Часовня на Площади труда, где планировалось построить храм в 2010 году, виден фонтан "Каменный цветок". Всю эту зелень планировалось под снос.


Буза началась в 2010 году, когда назначенный из Москвы губернатором А.С.Мишарин вместе с екатеринбургской епархией решили восстановить храм на историческом месте, уничтожив сквер и фонтан на Площади Труда. Тогда спонтанно на защиту этого сквера вышло полгорода. Сквер и площадь были заполнены полностью. Я там множество народу встретил, многих из который уже лет десять не видел.

Ещё раз – это был 2010 год. Тогда ни о каких болотных и майданах даже мыслей не было. Да и из социальных сетей были только "одноклассники", и небыло всяких твиттеров, фейсбуков и вотсапов с телеграмами. У Мишарина и городских властей хватило ума не переть буром, и стройку отменили.

В 2016 году епархия подняла вопрос снова. Проводились, как бы, городские слушания в киноконцертном театре Космос. И был предложен ещё один бредовый вариант – построить храм на насыпном острове на акватории городского пруда. Был нарисован проект и даже начаты некоторые работы, но горожане снова стали возражать. Начались «обнимашки» пруда, когда по выходным выстраивалась живая цепь вокруг всей акватории.

Один из проектов "храма на воде".

Городские власти и застройщик снова пошли на попятную. Застройщик, видимо, оценив затраты на строительство, не очень-то и сопротивлялся.

В 2018 году проект реанимировали с местом застройки в сквере у театра драмы.

Один из проектов храма на набережной у Театра драмы.

Несколько слов про пруд и этот сквер.

1. Это самый центр города. Плотина – историческое место, с которого началось строительство завода и самого города Екатеринбурга. Пруд не очень большой. Это хорошо видно не карте.

В центре тот самый сквер, где планировалось строительство. Правее желтоватое здание - драмтеатр. Дальше полукруглое - Ельцин-центр. Хоть и маленькое разрешение, но хорошо видно гуляющих по набережной людей.


2. Сквер у драмтеатра, набережная и набережная на противоположной стороне пруда – это единственное место в центре города, в котором можно собрать несколько десятков тысяч человек. Тут проводится множество городских мероприятий, концерты, фестивали, зрелищные фейерверки на 9 мая и день города. Пешеходный трафик просто огромен. Сквер и набережная не спят круглые сутки. Летом в сквере гоняют роллеры и скейтбордисты. По вечерам гуляют толпы народа.


3. Вокруг сквера стоит несколько зданий, являющихся памятниками конструктивизма.

4. Прямо под сквером проходит линия метро. В самом сквере стоят два сооружения, обеспечивающие систему вентиляции метрополитена.

И вот в прошлом году городские власти, епархия и два сверхбогатых олигарха Козицын и Алтушкин решили построить в этом сквере храм святой Екатерины.

Сначала народ воспринял эту идею довольно равнодушно, но когда неделю назад ночью вокруг сквера оказался забор, горожане офигели и вышли к забору с протестом. Был-был сквер и вдруг не стало. Забор. Особенно возмутило горожан, что стройку приехали охранять бойцы из академии боевых единоборств Игоря Алтушкина. Этакие крутые быковатые ребята – православные боксёры из Верхней Пышмы (город-спутник Екатеринбуога). Ну а дальше – понеслось.

Лирическое отступление.

В центре города и так уже понатыкано храмов сверх всякой меры.
Первой ласточкой был Троицкий собор, до 2000 года известный как ДК Автомобилистов. Когда он был ДК, это был реально, культурный центр города. Там проходило множество выставок, фестивалей, постоянно действовал киноклуб. В 1980 году я там присутствовал на встрече с Аркадием Стругацким, где ему вручали первую премию «Аэлита». Борис Натанович тогда болел и не смог приехать. Всё. Нет больше ДК Автомобилистов. Есть Троицкий собор. Есть ли у этого собора приход, мне не известно. Однажды во времена того же Мишарина, туда привозили пояс богородицы. Тогда там побывала куча народу. Больше ни о каких событиях вокруг этого собора я не слышал. Народу вокруг него тоже не видел. Предполагаю, что храм просто пустует.

Троицкий собор. Бывший ДК Автомобилистов.


Ещё есть Вознесенский собор рядом с Дворцом пионеров. В нём до 1991 года был музей. Его-то епархии отдали сразу. Красивый собор. Наверное, самый красивый в городе. Без помпезности.

В 2000-2003 году примерно на месте дома инженера Ипатьева, в котором в 1918 году была расстреляна царская семья, построили «Храм на Крови». Невиданно помпезное сооружение, в которое сейчас возят всех гостей города. А рядом, до кучи, построили патриаршее подворье на случай, если к нам в город приедет патриарх всея Руси. Пока не приезжал, так что там, в этом подворье, мне не известно. Храм на крови находится метрах в ста от Вознесенского собора и играет роль туристической достопримечательности и огромной церковной лавки с самой дешёвой свечкой по 30 рублей.

На переднем плане Вознесенский собор, далее Храм на крови, чуть левее - патриаршее подворье. Прямо - вид на правый берег городского пруда и Драмтеатр. Правее Вознесенского собора комплекс с зелёными крышами - красивейшее здание города - усадьба Харитоновых-Расторгуевых, в последствии - Дворец пионеров.

Ещё стоял у нас в центре города памятник Ивану Малышеву, в честь которого названа самая длинная улица города. Малышев – революционный и советский деятель, но это не очень важно. Памятник был красив и монументален. Весь из красного гранита. Памятник убрали, но не разрушили, а пренесли в другое место, и на его месте силами тех же УГМК и Уральской медной компании (Козицын, Алтушкин) поставили в 2010 году храм Большой Златоуст. Потом долго искали туда священника, так как прихода-то нет и на что содержать этот храм и священника - не понятно.

Храм Большой Златоуст. На самом деле, это не весь храм, а только колокольня.
На весь храм денег не хватило.
Прихода нет. Я ни разу не видел входящих или выходящих людей.

Итак, в самом центре города в зоне шаговой доступности находится четыре больших храма. Чуть подальше ещё два – Иоано-предтеченская лавра (в храмовом дворе находится резиденция митрополита екатеринбургского и верхотурского) и в Зелёной Роще Ново-тихвинский Александра Невского монастырь, всехсвятская церковь и скорбященский храм.

Иоано-предтеченская лавра с резиденцией митрополита

 

Ново-Тихвинский монастырь. Там же всехсвятская церковь и скорбященский храм.


Более далёкие церкви и соборы я даже не упоминаю.

Пожалуй, на этом лирическое отступление закончу.

Теперь кратко про 8-дневное противостояние в сквере у драмы.

1. В понедельник, 13 мая возмущение горожан было абсолютно спонтанным. Сейчас уже всеми признано, что никаких организаторов у этого стихийного процесса не было. Просто люди были невероятно возмущены тем, что в самом центре города перекрыли забором любимый сквер и завезли на него строительную технику.

2. Собравшиеся люди вели себя совершенно мирно. Я был там и подтверждаю это.

3. Всех поразила жёсткость отпора защитников стройки. В первый день это были боевики (православные боксёры Алтушкина), в последующие дни – ОМОН и нацгвардия. ОМОНА было просто очень много. Подвозили десятками автобусов. Перекрывали движение автомобилей. Были средства РЭБ и панорамного видеонаблюдения. ОНМОН был, по большей части, иногородний.

4. То, что на протест вышла только молодёжь и школота – прямая ложь. Были люди всех возрастов.

5. То, что мнения горожан о строительстве храма разделились примерно поровну – наглая ложь. Сторонников храма не наберётся и 10% от жителей города. Думаю, что от силы 1-2%. Это показывает голосование на РОИ, где на сегодня 20+ тысяч голосов за референдум о необходимости храма и менее 200 против. А чтобы проголосовать на РОИ надо авторизоваться через госуслуги, быть жителем города и быть старше 18 лет.

5. На третий день среди протестующих появились провокаторы. Появились балаклавы, фаеры, наглые выходки. Из «либеральных» лидеров никто не приехал. Ни Волков, ни Навальный ни прочая либерда.

6. В первые три дня власть полностью устранилась от решения вопроса, делая вид, что ничего не происходит. Вся. Районная, городская , областная. Попы, впрочем, тоже устранились, сделав ставку на силовой разгон протестующих. Они три дня обещали молебен на месте стройки, но молебна так и не случилось. На четвёртый день к протестующим вышел мэр города Высокинский. Его освистали, так как вопрос уже вышел на федеральный уровень и дошёл до Путина. Без пинка сверху никто ничего решать не хотел. Делали ставку только на силовой разгон.

7. Позиция большинства гордумы – демократия начинается и заканчивается выборами депутатов. Больше никакой демократии нет и быть не должно. Нас выбрали, значит, мы здесь власть и мы решаем, что, где и как.

По большому счёту, это всё. Кратко. Но уж как смог.

Чем же всё это закончится? Будет июнь…

После того, как информация (в очень искажённом виде) дошла до президента, он сделал здравое заявление, что храм должен объединять народ, а не разъединять. И если есть протестующие, то надо провести опрос среди жителей «микрорайона». И дальше всё закрутилось быстро.

В прошедшую пятницу строительство было приостановлено. Мэр дал пресс-конференцию, на которой сообщил, что гордума решит, как действовать дальше. Вчера (в понедельник) было заседание Гордумы с участием депутатов Госдумы. Депутаты Госдумы напирали на форму протеста, намекая на майданные технологии и манипулирование сознанием горожан. Часть наших городских депутатов приводила озвученные выше тезисы про демократию и власть, часть заявляла, что теперь инвесторы могут совсем отказаться делать «подарок» городу.

Все сошлись во мнении, что проводить референдум долго и дорого и он (референдум) наверняка будет признан несостоявшимся, та как собрать более 50% избирателей города на него просто не реально. На выборы в гордуму-то еле пришло 30% (удивительно, что на эти выборы вообще хоть кто-то ходит. Но каковы избиратели, такова и власть). Будет проводиться «опрос». В какой форме и с какими вопросами, пока не известно. Форма – это что-то типа партийных праймериз на базе стандартных избирательных участков, охват – не менее 30% жителей. Срок – 1,5-2 месяца. Если опрос будет хотя бы на половину честным и прозрачным, то перспектив у этого храма оказатьс в сквере нет. А учитывая 9-летнюю историю противостояния горожан и администрации, у этого храма никаких перспектив нет вообще, что бы ни говорил бывший мэр Ройзман.

Вчера же, видимо, и нашей епархии прилетело сверху по голове, так как митрополит призвал демонтировать забор и уже вечером со стройплощадки убрали всю технику и вагончики, а сегодня разобрали забор.

Короче, «скверного собора» не будет. А может и вообще не будет. Поживём – увидим.

 

PS

1. Конечно, я - атеист. Имею право иметь любые убеждения и их высказывать. Но хочу напомнить, что Россия - светское государство. Никакие священнослужители не долны вмешиваться в светскую жизнь, в дело упраления государством, включая медицину, образование и городскую застройку.

2. В городе плавательные бассейны и крытые катки можно посчитать по пальцам одной руки и ещё останутся неиспользованные пальцы. А вот храмов... Тут нальцев на руках и ногах не хватит. Это нормально? Вопрос, конечно, риторический.

 

PPS

Прошёл год. Полёт нормальный. "Опрос", вроде как, проведён. Место, вроде как, определено. Тоже в центре города (ну свербит у Игоря Алтушкина построить храм прямо в историческом центре города). Но пока на том месте стоит зааводской корпус и никто его не собирается сносить.

А сквер? Нормально сквер. Всё, что наломали строительной техникой, отремонтировали и засеяли новой травой в течение недели. Народ гуляет, скейтеры и самокатеры катаются. Ночью народ фестивалит, поёт, танцует. Благо, у нас нынче лето жаркое.

 

С уважением,
ваш Marksman