На главную страницу

Последнее время возникла какая-то нездоровая и интенсивная движуха вокруг Северного Потока 2. Сломано столько копий, что египетскую прирамиду можно построить. Кому интересно, рекомендую послушать-почитать Бориса Леонидовича Марцинкевича. Он рассказывает вполне подробно и доступно. А главное - со знанием дела.

Я же хочу обратить внимание только на один маленький аспект всего этого дела - арифметический.

Что мы знаем про Северный Поток 2?

Основной акционер - российский Газпром. Всего инвесторов - 5 коммерческих фирм. Ни копейки государственных денег там нет. Примерная стоимость проекта - 10 миллиардов баксов (или евро?). Главный сторонник строительства (кроме России) - Германия, что логично.

Главные противники - Украина, Польша и США (вместе с "подхрюкивающими" Канадой, Британией и Австалией). С Украиной и Польшей всё понятно - не хочется терять транзит через свои государства. Это потеря и денег и влияния. Каждый может прикинуть финансовые потери Польши и Украины, посмотрев по карте расстояния от российской границы до Германии и прикинув, что стоимость транзита составляет около $2 за 1000 кубов на 100 километров. И, сответственно, потери Германии на этом транзите, ведь оплачивают-то именно они.

А вот какой интерс у Штатов, которые за океаном? Некоторые считают, что у Штатов интерес - проталкивать в Европу свой сланцевый газ. Хм... а давайте посчитаем.

Всего Европа из Росии потребляет около 200 миллиардов кубов газа в год. Из них по Северному Потоку 2 должно пойти до 55 миллиардов кубов в год. Попробуем прикинуть, сколько газовозов надо гонять из Штатов и Катара для покрытия таких объёмов?

Средняя вместимость газовоза - 150 000 кубометров сжиженного газа, что эквивалентно примерно 90 миллионам кубов газообразного метана.

Тогда, чтобы заместить 55 миллиардов кубов в год Севеерного Потока 2, надо окло 600 рейсов газовозов в год, то есть по две штуки в день. От США до Европы примерно 6000 километров. Скорость газовоза около 20 узлов или 35 километров в час. Значит один рейс в одну сторону должен составлять около 10 дней, плюс погрузка-выгрузка ещё двое суток. Итого, две недели в один конец. Получается, что чтобы заместить один Северный Поток 2, необходимо, чтобы одновременно в пути, на погрузке и разгрузке находилось около 50-60 газовозов. И это всё не взирая на погоду, поломки и прочие непредвиденные обстоятельства. У какой страны есть такое количество свободных газовозов?

Стоимость одного судна-газовоза составляет от 300 до 500 миллионов долларов. То есть замена "трубы" стоимостью в 10 ярдов баксов составит от 15 до 30 ярдов баксов, плюс текущие затраты на эксплуатацию, горючее, страховки и прочую мутотень.

А если полностью исключить российский экспорт газа в Европу, что составляет около 200 миллиардов кубов в год, то всё это счастье надо умножить ещё на 5. То есть 300 стандартных газовозов непрерывно должны находиться в пути.

Кроме того есть ещё затраты второго порядка малости. Это затраты на сжижение-рзжижение (регазификацию) газа и затраты на поддержание газа в жидком состоянии во время транспортировки.

Это я посчитаю попозже, когда время будет.

Вот и получается, что сланцевый газ возимый на газовозах через Атрантику никак не может быть конкурентом российскому трубопроводному газу. Тогда вывод напрашивается сам собой. Штатам нужно лишить Европу дешёвого газа чтобы понизить конкурентоспособность европейской промышленности. А лучше вообще её (промышленность) убить.

С уважением,
ваш Marksman